Доклад на тему: «Использование кинезиологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
04 марта 2018
Кинезиология - имеет не одно значение, хотя смысл един, это наука о движении. А точнее: Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует она уже 2000 лет и используется во всём мире.
Кмнезиология – это перспективное научное направление синтезирует в себе знания и методы из многих отраслей науки, таких как, медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Основная задача кинезиологии избавить от внутренних блоков и зажимов, мешающих оптимальному существованию организма на здоровом физическом и психологическом уровне
Её методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обеих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизические законы развития человека. Кинезиологию можно назвать сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, геомеопатии, восточной медицины и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе системы организма, .способствующего активизации мыслительной деятельности.
Напомню, за что отвечает каждое из полушарий нашего мозга.
Итак, левое полушарие помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно.
Кроме того обеспечивает:
- индуктивное мышление (сначала происходит анализ, затем синтез);
- обработку вербальной информации:
- речевые и языковые способности;
- способность чтения и письма;
- запоминание стихов ( имён, дат, названий)
- понимание буквенного смысла получаемой информации;
- планирование будущего;
- математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами;
- контроль правой стороны тела.
Правое полушарие отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, при этом правильные решения.
Так же правое полушарие обеспечивает:
- развитие образного мышления;
- ориентация в пространстве;
- способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи;
- одновременную обработку множества разнообразных блоков информации;
- рассмотрение проблемы в целом;
- дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ);
- обработка невербальной информации, которая выражается в образах и символах;
- помогают запоминанию образов (картин, голосов, поз, лиц);
- восприятие совокупности черт, как единого целого;
- способность понимать чужую образную речь;
- чувство юмора;
- восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса;
- ориентация в настоящем;
- развитие воображения, фантазии, творческих способностей, в частности – художественных;
- спонтанные мысли;
- контроль левой половины тела.
Поэтому, так важно, чтоб сохранилось равновесие между функционированием обеих полушарий. Активность всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями, как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой», или гимнастикой мозга.
Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузки, тем значительнее изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Использование упражнений кинезиологии позволяет:
- укреплять здоровья;
- повышать тонус;
- снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
- улучшать психоэмоцианальое состояние;
- понижать чрезмерную активность;
- повышать концентрацию и умственную работоспособность;
- улучшать память;
- стимулировать развитие слуха и речи;
- улучшать внимание, мышление;
- развивать восприятие, пространственное представление, воображения.
Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников более полезны, чем для взрослых. Особенно, для детей, имеющих различные проблемы: расстройства психики, отставание в общем и речевом развитии, гиперактивность и т. д.)
Ведь в последнее время возрастает количество детей с различными дефектами в развитии, с трудностями в обучении и адаптации. Необходимо проводит комплексную психо-коррекционную работу для устранения нарушений, которые у детей имеются, для предупреждения развития патологических состояний, для укрепления психологического здоровья.
Одним из составляющих элементов работы учителя-логопеда является кинезиологическая коррекция. Её использование в работе позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.
При систематическом выполнении таких упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражитель-ность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.
Кинезиология относятся к здоровьесберегающим технологиям.
Виды кинезиологических упражнений:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое, чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения
глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышает энергетизацию организма.
При выполнении Телесных движений развиваются межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Упражнение для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
1.Упражнения необходимо проводить ежедневно.
- Начинать с детьми раннего возраста выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
3.Занятия проводить в утренние часы, без пропусков в доброжелательной обстановке.
4.Требуется точное выполнение движений и приёмов.
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
6.Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам, длительность каждого комплекса составляет две недели.
Можно использовать следующие упражнения:
а)телесные движения
1.»Ухо –нос»
2.»Колечко»
3.«Кулак – ребро – ладонь»
4.»Лягушки»
5.»Ладушки – оладушки»
6»Здравствуйте»
7.»Лезгинка»
8.»Цепочка»
9.»Домик –ёжик – замок»
10.»Дерево»
11.»Сорви яблоко»
12»Мельница»
14.» Робот»
15».Медвежонок»
16»Маршировка»
17»Шапка для размышления»
18»Симметричное рисование»
19»Рисование двумя руками»
б) дыхательные упражнения:
1.»Свеча и свечи»
2.»Дышим носом»
3.»Ныряльщик»
4.»Цветы»
в) глазодвигательные упражнения:
1.»Взгляд влево, вправо, вверх, вниз»
2.»Горизонтальная восьмёрка»
3.»Слон»
4.»Глаз – путешественник»
5»Вращаем глазками»
6.»Рисуем круг»
7.»Глазки и язык – друзья»
8»Глазки»
г) упражнения для релаксации:
1.«Солдат и кукла»
2.«Снеговик»
3»Сорви яблоки»
Итак, кинезиология – это наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способностей их гармонизации.
Занимаясь с ребёнком кинезиологическми упражнениями можно в значительной мере повысить его интеллект за счёт налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.