Сайт учителя-логопеда Фроловой Любови Михайловны

Доклад на тему: «Использование кинезиологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

04 марта 2018

  Кинезиология   -  имеет не одно значение, хотя смысл един, это  наука о движении. А точнее: Кинезиология -  наука о развитии головного мозга через движение. Существует она уже  2000 лет и используется во всём мире.

  Кмнезиология – это перспективное научное направление синтезирует  в себе знания и методы из многих отраслей науки, таких как, медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Основная задача кинезиологии избавить  от внутренних   блоков и зажимов, мешающих оптимальному существованию организма на здоровом физическом и психологическом уровне

    Её методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей  с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обеих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизические законы развития человека. Кинезиологию можно назвать сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии,  геомеопатии, восточной медицины и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе системы организма, .способствующего активизации мыслительной деятельности.

 Напомню, за что отвечает каждое из полушарий нашего мозга.

Итак, левое полушарие помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно.

Кроме того обеспечивает:

- индуктивное мышление (сначала происходит  анализ, затем синтез);

- обработку вербальной информации:

 -  речевые и языковые способности;

-  способность  чтения и письма;

- запоминание стихов ( имён, дат, названий)

- понимание буквенного смысла получаемой информации;

- планирование будущего;

- математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами;

- контроль  правой стороны тела.

 Правое полушарие отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, при этом правильные решения.

 Так же правое полушарие обеспечивает:

- развитие образного мышления;

- ориентация в пространстве;

- способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи;

- одновременную обработку множества разнообразных блоков информации;

-  рассмотрение проблемы в целом;

- дедуктивное мышление  (сначала – синтез, затем – анализ);

- обработка невербальной информации, которая выражается в образах и символах;

-  помогают запоминанию образов (картин, голосов, поз, лиц);

- восприятие совокупности черт, как единого целого;

- способность понимать чужую образную речь;

- чувство юмора;

- восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса;

- ориентация в настоящем;

- развитие воображения, фантазии, творческих способностей, в частности – художественных;

- спонтанные мысли;

- контроль левой половины тела.

Поэтому, так важно, чтоб сохранилось равновесие между функционированием обеих полушарий. Активность всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями, как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой», или гимнастикой мозга.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения.  При этом, чем интенсивнее нагрузки, тем значительнее изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

      Использование упражнений кинезиологии позволяет:

- укреплять здоровья;

- повышать тонус;

- снижать усталость, утомляемость и  раздражительность;

- улучшать  психоэмоцианальое состояние;

- понижать  чрезмерную активность;

- повышать концентрацию и умственную работоспособность;

- улучшать память;

- стимулировать развитие слуха и речи;

- улучшать внимание, мышление;

- развивать восприятие, пространственное представление, воображения.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников более полезны, чем для взрослых. Особенно, для  детей, имеющих различные проблемы: расстройства психики, отставание  в общем и речевом развитии, гиперактивность и т. д.)

 Ведь в последнее время возрастает количество детей с различными дефектами в развитии, с трудностями в обучении и адаптации. Необходимо проводит комплексную психо-коррекционную работу для устранения нарушений, которые у детей имеются, для предупреждения развития патологических состояний, для укрепления психологического здоровья.

 Одним из составляющих элементов работы  учителя-логопеда является кинезиологическая коррекция. Её использование в работе позволяет улучшить у  ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

 Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

 При систематическом выполнении таких упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы  (негативное поведение, раздражитель-ность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

  Кинезиология относятся к здоровьесберегающим технологиям.

Виды  кинезиологических упражнений:

  Растяжки  нормализуют гипертонус  (неконтролируемое,  чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус  (неконтролируемая  мышечная вялость)

  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль  и произвольность.

   Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные  и разнонаправленные движения

глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышает энергетизацию организма.

   При выполнении Телесных движений развиваются межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнение для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

1.Упражнения необходимо проводить ежедневно.

  1. Начинать с детьми раннего возраста выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

3.Занятия проводить в утренние часы, без пропусков в доброжелательной обстановке.

4.Требуется точное выполнение  движений и приёмов.

  1. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

6.Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам, длительность каждого комплекса  составляет две недели.

Можно использовать следующие упражнения:

а)телесные движения

1.»Ухо –нос»

2.»Колечко»

 3.«Кулак – ребро – ладонь»

4.»Лягушки»

5.»Ладушки – оладушки»

6»Здравствуйте»

7.»Лезгинка»

8.»Цепочка»

9.»Домик –ёжик – замок»

10.»Дерево»

11.»Сорви яблоко»

12»Мельница»

14.» Робот»

15».Медвежонок»

16»Маршировка»

17»Шапка для размышления»

18»Симметричное рисование»

19»Рисование двумя руками»

б) дыхательные упражнения:

1.»Свеча и свечи»

2.»Дышим носом»

3.»Ныряльщик»

4.»Цветы»

в) глазодвигательные упражнения:

1.»Взгляд влево, вправо, вверх, вниз»

2.»Горизонтальная восьмёрка»

3.»Слон»

4.»Глаз – путешественник»

5»Вращаем глазками»

6.»Рисуем круг»

7.»Глазки и язык – друзья»

8»Глазки»

г) упражнения для релаксации:

 1.«Солдат и кукла»

2.«Снеговик»

3»Сорви яблоки»

 Итак, кинезиология – это наука о сложных  механизмах взаимодействия структур головного мозга  и способностей их гармонизации.

   Занимаясь с ребёнком кинезиологическми упражнениями  можно в значительной мере повысить его интеллект за счёт налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: